Лунненское гетто

Лунненское гетто (2 ноября 1941 – 2 ноября 1942гг.) – еврейское гетто, место принудительного переселения евреев деревни Лунно Мостовского района Гродненской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Великой Отечественной войны.

Накануне войны на Мостовщине проживало более 4000 евреев. Лунно было типичным еврейским городком – штэтл, жители которого занимались ремеслом и торговлей. В 1938 г. в местечке проживало 2 522 человека, из которых 1 671, то есть 60 %, были евреи (около 300 семей).

Экономику местечка составляли торговля лесом и зерном, строительными материалами, мелкие ремёсла и промыслы, действовал филиал Еврейского народного банка.

22 июня 1941 года Германия нанесла удар по СССР. А уже на второй день войны в Лунно в результате действий немецкой авиации сгорели почти все дома по правой стороне улицы Волпянской. Во время налёта погибло около 10 евреев. В субботу 28 июня 1941 г. деревня Лунно (Лунно-Воля) была захвачена частями вермахта (по другим данным – 24 или 25 июня), оккупация продлилась до 14 июля 1944 года.

С приходом немцев жизнь еврейского населения резко изменилась. Немецкие солдаты начали грабить еврейские дома и убивать евреев сразу же после оккупации Лунно – уже в первый день были расстреляны несколько евреев под предлогом связи с советской разведкой. Вслед за войсками в Лунно сразу прибыла и разместилась айнзатцгруппа. Немцы создали жандармерию и построили бетонный бункер.

15 августа 1941 года г.Гродно с околицами, в том числе и Лунно, были присоединены к немецкому рейху, и вся администрация здесь была немецкой.

С приходом немцев все евреи от 16 до 60 лет были включены в систему принудительных работ. Все здоровые взрослые мужчины были обязаны работать на строительстве и восстановлении дорог, новых укреплений, на демонтаже сбитых советских военных самолетов и посылке частей в Германию, на заводе древесины, принадлежавшем до 1939 г. Яблоновскому. При этом, когда, например, брали шинковать капусту, христиан немцы кормили, а евреев нет. Части евреев приказали исполнять сельскохозяйственные и ремонтные работы по дому у жителей Лунно и соседних деревень. За эту работу сами евреи оплату не получали – хозяева передавали небольшую сумму денег непосредственно немецкому муниципальному управлению. Каждый еврей, занятый на принудительных работах, получал один килограмм хлеба на сутки. Им приходилось продавать или обменивать одежду и инструменты на еду, чтобы не умереть от голода при такой тяжёлой работе.

Для еврейского населения были введены ограничения: запрещалась культурная и образовательная деятельность, с 19 часов до 6 часов был введен комендантский час, запрещалось выезжать за границы Лунно без специального пропуска, собираться большими группами. Евреям запрещалось ходить по тротуарам, появляться на рынках. Ходить можно было лишь по правой стороне улицы, обязательно носить на левой руке жёлтую повязку, которую впоследствии заменили на жёлтую шестиконечную звезду на левой стороне груди с надписью «Jude» («еврей») и на спине.

Немцы и полицаи, пользуясь полной безнаказанностью, грабили и убивали евреев, вешая и расстреливая их за малейшую провинность. Сохранилось свидетельство очевидца, как немецкий военный губернатор Лунно застрелил еврея прямо у себя в кабинете.

В сентябре 1941 г. перед наступлением праздника Суккот оккупанты объявили о создании еврейского гетто в местечке Воля (давно фактически слившимся с Лунно, поэтому их обычно объединяли топонимически как «Лунно-Воля). Гетто было расположено по обе стороны от главной дороги, связывающей Лунно-Волю с соседними деревнями. Лунненское гетто тянулось вдоль улицы Волпянской и заканчивалось на Воле. Немцы не хотели перекрывать этот путь, и поэтому оцепили обе части гетто высокими заборами с колючей проволокой, перекинув поверх дороги шаткий деревянный мост.

Схема гетто. Лунно – Воля

(составлена на основе воспоминаний Э. Эйзеншмидта и уточнена З.И. Горбачевской)

а – вход в гетто; б – пост полицейских; в – деревянный мост над улицей; г – синагога; д – место, где сожгли свитки Торы; е – водяная мельница, во время существования гетто не работала; ж – паровая мельница, использовался немцами; з – трубопровод, по которому подавалась на мельницу вода для охлаждения парового двигателя; и – еврейское кладбище; к – имение Тарасовича. 1, 2 – дома местных жителей, один из них принадлежал Куницкой, после создания гетто в них жили члены юденрата; 3 – здание, в котором размещался юденрат; 4 – старый дом Плюскаловского; 5 – дом Реплянского и его брата; 6 – дом Мойши Ядваба; 7 – дом младших братьев Мойши Глинского; 8 – дом Пинцалевского; 9 – дом еврейского мясника; 10 – дом Нисана Мулера и Берла Голанда; 11 – дом Гальпериных; 12 – дом еврейского плотника по прозвищу «Курочка»; 13 – дом Якуба Клачковского – директора еврейской школы в Лунно; 14 – дома христиан, в которых во время существования гетто жили евреи; 15 – дом Домбровской, жили евреи; 16 – дом Рамшишкера, в котором во время существования гетто жили Элиаберги, Косовские и др.; 17 – дом еврейской семьи; 18 – новы дом Плюскаловского, в котором жили Ягошуа Эйзеншмидт, Мейзал, Гершл Берахович и др.; 19 – место, где закопала свое ценные вещи Джбойник, двоюродная сестра матери Э. Эйзеншмидта; 20 – землянка во дворе Плюскаловского, в которой жили Э.Эйзеншмидт и два его брата; 21 – дом Арона Фридмана; 22 – дом в Залесках.

Для управления гетто немцы организовали в Лунно юденрат (еврейский совет). Председателем юденрата был назначен Яков Вельбел (Welbel), который ранее был главой еврейской общины местечка. Членами юденрата стали Абрахам Ядваб, который хорошо знал немецкий язык; Берл Каплан занимался вопросами трудоустройства евреев; Залман Градовский курировал вопросы санитарии; Юдэль Новик отвечал за распределения еды. Для поддержания порядка внутри будущего гетто немцы вынудили евреев создать «еврейскую полицию» (6-8 человек), руководил которой кузнец Израэль Шнэер.

13 октября 1941 года издаётся приказ о конфискации у евреев всего движимого и недвижимого имущества. Поскольку еврейские дома оказались опустевшими, то сразу же были заняты местными жителями.

2 ноября 1941 года с 12 до 18 часов евреи из Лунно были переселены в гетто, которое находилось на нынешней улице Советской. В это гетто также были согнаны и евреи из близлежащего местечка Волпа. Перед этим нацисты приказали собрать свитки Торы и другие священные для евреев книги в синагогах Лунно и Воли и сожгли их во дворе синагоги в Воле.

Евреям было разрешено забрать с собой в гетто предметы личного пользования – например, кровати, постельное белье, одежду, кухонную утварь и фотографии. Условия жизни в гетто были очень тяжелыми. Жили по несколько семей в одном доме, в землянках, синагоге. Немцы сделали простой расчёт – три квадратных метра на человека.

Комендант Скидлер (Skidler) постоянно наводил страх на евреев гетто. Вначале, пока у евреев ещё оставались ценные вещи, он постоянно требовал от юденрата приносить ему золото, серебро, бутылки вина, кофе и другие ценности, обещая в противном случае немедленно расстрелять и членов юденрата и остальных евреев.

После создания гетто резко ухудшилось положение с питанием. Продуктов не хватало. Чтобы прокормиться, необходимо было тайно отправляться на заработки к местным крестьянам или жителям местечка, обменивать вещи на продукты. Юденрат сумел уговорить немцев позволить вернуть в гетто десять из конфискованных у евреев коров, которых приходилось кормить очистками картофеля. Ещё одной проблемой евреев было отсутствие дров для отопления и приготовления пищи. Один раз немецкие оккупационные власти согласились продать юденрату корни деревьев, которые евреи заготавливали на принудительных работах.

В 1942 году немцы издали приказ, в котором Гродненская область объявлялась «Judenrein» – территорией свободной от евреев.

Летом 1942 года нацисты создали еврейский исправительно-трудовой лагерь возле Берестовицы. Около 150 молодых еврейских мужчин из Лунно и соседних населённых пунктов были высланы в этот лагерь. В ноябре 1942 года все оставшиеся в живых узники были депортированы в Треблинку и убиты.

В ночь с 1 на 2 ноября 1942 г. жителям гетто приказали собрать личные вещи и утром явиться на рыночную площадь. Из соседних деревень были собраны крестьяне с подводами. Всех жителей гетто на телегах вывезли в транзитный лагерь Колбасино недалеко от Гродно.

Строительство лагеря смерти Колбасино было начато 21 июля 1941 года. Лагерь занимал 50 гектаров, был обнесён колючей проволокой, усиленно охранялся. Для военнопленных был установлен голодный режим при непосильном и изнурительном труде, от которых люди гибли сотнями ежедневно. Всего в этом лагере погибло свыше 18 тысяч человек.

В лагере мужчин отделяли от женщин, избивали, отбирали всё, что имело ценность. Жильём служили землянки. Кормили баландой из гнилой капусты и выдавали 150 граммов хлеба на день. Люди умирали от голода, холода, болезней. Некоторые совершали самоубийства. Ежедневно расстреливали 30 – 40 человек в лесу за оградой. Комендантом лагеря был румынский немец Карл Ринцлер, который ходил между заключёнными с резиновой палкой и бил без разбора. Известно, что он убил дочь парикмахера из Лунно Пацовского.

5 декабря 1942 г. заключённых из лагеря Колбасино начали вывозить в лагерь смерти Аушвиц (Освенцим). («Памяць. Гродна». Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 1999 г., с. 393). Ночью, в мороз и стужу, необходимо было идти пешком на станцию Лососно. А немцы глумились. На станции заключенных запихивали в товарные вагоны по 120 человек в каждый вагон. Со станции Лососно наши земляки отправились в свой последний путь. Последние евреи в Лунно были убиты не позднее 5 марта 1943 года.

За годы войны в концентрационном лагере смерти Аушвиц (Освенцим).  были умервщлены около 1,4 миллиона человек, из которых около 1,1 миллиона составляли евреи, в том числе 1,5 тысяч жителей еврейского происхождения Лунно).

Среди заключенных лагеря был Залман Градовский, родом из Сувалок.

Залман Градовский с женой

После женитьбы на Софье Апфельгольд Градовской в 1939 году переехал на родину жены – в местечко Лунно и разделил трагическую участь лунненских евреев. Он сумел выжить в лагере Колбасино, вместе с другими узниками гетто попал в лагерь смерти Освенцим, где потерял всю свою семью. В Освенциме Градовский был в составе зондеркоманды, обслуживавшей крематорий. До своей гибели (7 октября 1944 года) он успел записать пережитое (в том числе и про Лунненское гетто) и закопать в пепле возле крематория.

Дневниковые записи Залмана Градовского

В своем дневнике он детально описал страшные события, свидетелем которых стал.

Из записок Залмана Градовского: «Резкий свисток разрезал воздух. Это был сигнал отходящего поезда. Как зверь, убегающий с добычей, так наш поезд тронулся с места и помчался. Из всех сердец вырвался болезненный стон, все почувствовали, как это больно – знать, что ты теперь действительно оторван от дома… Каждый жаждет охватить и запечатлеть взглядом всё вокруг, как будто чувствуя, что видит это всё в последний раз. Такое впечатление, что мы заточены в движущуюся крепость, мимо которой проносится окружающий мир во всём его многообразии и прощается с нами, несчастными узниками…».  

«Мамы обнимают детей, гладят их головки. Большие дети сами прижимаются к родителям, хотят почувствовать материнскую и отцовскую ласку в последние минуты жизни. Им кажется, что родители, как обычно, смогут укрыть и защитить, чтобы ничего страшного с ними не случилось. Страх всё крепчал, поезд, кажется замедляет свой бег. Мы думали, что добрались до цели. Напряжение достигло высшей точки. Поезд остановился и 2500 человек затаили дыхание. От страха стали стучать зубы, сердце судорожно забилось. Большая масса в смертельном ужасе ждёт свои последние минуты. Каждая секунда, как вечность, как шаг, который приближает нас к смерти. Все в оцепенении, все ждут момента, когда обвалятся в распростертые объятия дьявола, он вцепится в них когтями и потянет к себе в логово. Звук свистка прервал это оцепенении. Поезд как бы проснулся и стал набирать ход. Матери целуют детей, жены – мужей, льются слёзы радости. Все как будто заново родились, стали дышать свободнее. Появляются новые мысли, новые надежды, страх отпустил, ужас исчез. Новые мысли полные утешения овладели всеми. Все убедились в том, что прежние догадки были неправильные, что все ужасные подозрения были безосновательными, что люди придумали их из-за страха. Все уверены, что их везут для жизни, для тяжёлой – но жизни!»

Люди были наслышаны о Треблинке и, когда на станции Малкиня поезд не свернул налево, с облегчением подумали, что их минует злая чаша и их отправят в трудовой лагерь. Все воспряли духом. Семьи старались из всех сил оставаться вместе. Об Освенциме они не подозревали…

Лагерь смерти Аушвиц (Освенцим)

В Освенцим транспорт прибыл 8 декабря 1942 года. По прибытии на конечную станцию людей разделили на три группы: женщины и дети, старики и мужчины и третья группа – самая маленькая – сильные и здоровые мужчины. Почему такой отбор? Люди решили, что, так нужно для выполнения работ.

Прибытие поезда в лагерь смерти Аушвиц (Освенцим)

Из транспорта в 2500 человек, ехавших в вагонах, отобрали 315 мужчин в качестве «рабочей силы» и отправили в блок №9 (по другим данным 231 мужчин). Из них около 120 были из Лунно. Остальных увезли на грузовиках. Тех, кого вывезли на грузовиках, заставили раздеться и, дав по кусочку мыла, запустили в переоборудованную из крестьянского дома «баню» – в действительности же в газовую камеру; с недоумением смотрели они вверх, на совершенно сухие отверстия – воду всё никак не пускали, а когда невидимые им люди в противогазах сбросили сверху, через отверстия в потолке, какие-то зеленоватые кристаллы, жить оставалось всего несколько мгновений, правда, очень мучительных. «Циклон Б», этот незримый, без цвета и запаха газ не знал жалости: через несколько минут живых в камере уже не оставалось… 

Транспорт RSHA № 3 в Освенциме был зафиксирован следующим образом: «8 декабря 1942 года евреи из Гродно: 231 мужчина с номерами 80764 – 80994 посланы в лагерь. Дети, женщины и старики были умерщвлены газом».

Немецкий документ. 1943г., май.

9 декабря эсэсовцы из блока №9 отобрали 80 молодых мужчин и переместили в блок №2, в котором располагалась зондеркоманда. Здоровые и сильные мужчины были пока что нужны рейху живыми. Не спрашивая их согласия, им «оказали доверие» и включили в особую команду из числа заключённых, обслуживающую весь конвейер уничтожения (за вычетом самого убийства, которое немцы оставляли за собой). Именно работники зондеркоманды извлекали трупы из газовых камер, сбрасывали их в костры или загружали в муфели крематориев, выгружали и хоронили бренный пепел погибших людей. Как никто другой, они представляли себе, что здесь происходит, и никаких иллюзий относительно собственного будущего у них тоже не было. Здесь в пепел, оставшийся от сожжённых людей, Залман Градовский закопал свои дневники и записи, которые он вёл с момента выезда из Лунно и в которых детально описал события того ада, в котором оказался. Автор полагал, что именно здесь будут проводить раскопки после освобождения лагеря смерти. Градовский оказался прав. Записи были обнаружены в Освенциме в 1945 году. Не так давно эти уникальные записи были переведены с идиш на русский язык и опубликованы (Павел Полян. «Свитки из пепла: еврейская «зондеркоммандо» в Аушвице-Биркенау и ее летописцы». Рукописи, найденные в пепле у печей Освенцима (З. Градовский, Л. Лангфус, З. Левенталь, Х. Герман, М. Наджари, И. Левите). Москва, «Феникс», 2013 г.).

Весной 1944 года с фронта стали доходить слухи о приближении Красной Армии. Узники концлагеря понимали, что нацисты готовятся ликвидировать зондеркоманду. Заключённые, включая евреев Лунно, начали подготовку к восстанию. Они готовили камни, топоры, гранаты. Взрывчатые вещества для гранат заключённым приносили женщины, которые работали за пределами лагеря на предприятии. Восстание началось 7 октября 1944 года. Был подожжён крематорий IV, который уже не был восстановлен. Восставшие смогли убить 3 немцев и ранить 12. 451 человек из зондеркоманды был убит при подавлении восстания. 212 человек осталось в живых. Во время восстания погибли жители Лунно Залман Градовский и Иозеф Деревянский, которые были среди руководителей восстания, а также Дэвид Голанд, Мойша Чернявский и Шнеер-Залман Фридман. В течение последующих 3 месяцев 75 человек из 212 членов зондеркоманды были убиты немцами или умерли.

Эвакуация лагеря началась 18 января 1945 года. Оставшиеся в живых 5 тысяч заключённых в условиях страшного мороза эвакуировались в другие лагеря на территории Германии и Австрии. Во время этого «марша смерти» жителю Лунно Элиазеру Эйзеншмидту удалось бежать. На протяжении пяти недель до прихода Красной Армии его прятала польская семья Тендеров. 7 тысяч человек, которые не могли идти, были оставлены в лагере и 27 января 1945 года были освобождены советскими войсками.  

По архивным документам, за годы Второй мировой войны были замучены и убиты 1549 евреев из Лунно-Воля. Холокост удалось пережить лишь 15 евреям Лунно. В архиве мемориала Яд Вашем в Иерусалиме собрали 265 имен из Лунно, и ещё 71 лунненских евреев, убитых в Освенциме-Биркенау в течение зимы 1942-1943 гг.

В августе 2006 г. Рут Маркус вместе с Элиэзером Эйзеншмидтом, его внучкой Лиат и Мирой Фейнгольд, отец которой Аба Маргалит родился и вырос в Лунно, отправились в Беларусь. Они провели в Лунно четыре дня. Переходя от улицы к улице, от дома к дому, белорусы и израильтяне слушали рассказ Эйзеншмидта о еврейских семьях, живших там когда-то. Это было волнующее путешествие во времени. Элиэзер делился воспоминаниями о еврейской общине Лунно до Холокоста и о тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю в лагере смерти Аушвице–Биркенау (Освенцим–Бжезинка). Заметки об этой поездке, вместе с фотографиями, были опубликованы как в Израиле, так и Беларуси.

Пятисотлетняя история еврейского населения Лунно окончилась трагически в 1942 году. Лишь дома в центре агрогородка да кладбища на его окраинах напоминают о том, что некогда здесь проживали люди иудейского вероисповедания.

В народном музее боевой славы ГУО «Лунненская средняя школа имени Героя Советского Союза имени Ивана Шеремета» создана экспозиция «Жизнь и трагедия евреев Лунно». В 2005 году на улице Кирова в Лунно поставлен памятный знак с надписью: «Вечная память 1549 жителям местечка Лунно, безвинно убитым в годы Великой Отечественной войны» и табличка на иврите. Это памятник-камень, инициатором установки которого выступил пенсионер, житель Лунно Леон Карпович, бывший учитель математики Пилковской базовой школы. В июле 2006 года рядом с камнем была установлена мемориальная доска.

В сентябре 2006 года в память об уничтоженных нацистами еврейских общинах в Гродненской области (в том числе, Лунно и Песках) на кладбище «Кирьят Шауль» в Тель-Авиве был установлен камень.

Почему камень? Потому что, согласно еврейскими традициям, в знак памяти о погибших и умерших устанавливается камень.

Список источников:
  1. Акулич, Маргарита. Местечко Лунно и евреи. История, холокост, наши дни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://kartaslov.ru/книги/Маргарита Акулич Местечко Лунно и евреи История_холокост_наши_дни/2. – Заглавие с экрана.
  2. Ботвинник, М. Памятники геноцида евреев Белоруссии / М. Ботвинник. – Минск : Беларуская навука, 2000. – С. 251 – 253, 254 – 269. Гетто в д. Лунно, д. Пески Мостовского района Гродненской области.
  3. Васильков, А. Чёрные дыры памяти : из жизни евреев д. Лунно Мостов. р-на. 1900 – 1945 гг. / Александр Васильков // Вечерний Гродно. – 2003. – 8 — 15 октября. – C. 2. (фонд ГОНБ им. Е.Ф. Карского).
  4. Гетто в Лунно. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Гетто_в_Лунно. – Заглавие с экрана.
  5. Зверович, С. Знают и помнят земляки. А теперь и мы / Станислав Зверович // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 2022. – 10 снежня (№ 95). – С. 7. В музее ГУО «Правомостовская средняя школа» создан стенд, посвященный геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
  6. Звяровіч, С. У Лунна гісторыяй асвечана кожная мясціна [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mosty-zara.by/ru/news/u-lunna-gstoryyaj—asvechana-kozhnaya—myascna.html. – Заглавие с экрана.
  7. Лагеря смерти // Регионы Беларуси : энциклопедия. В 7 т. Т. 4. Гродненская область. В 2 кн. Кн. 2. / редкол. : В.В. Андриевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Беларус. энцыкл. імя П. Броўкі, 2014. – С. 8 – 10.
  8. Лёс яўрэйскага насельніцтва аг.Лунна ў гады Вялікай Айчыннай вайны [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://youtu.be/EJRE2O9WKS4?si=wLHtC3kGfJbbu3I-. – Заглавие с экрана.
  9. Нельга забыць! Нельга маўчаць! Генацыд  беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://lunnosh.roomosty.by/народный-музей-боевой-славы/нельга-забыць-нельга-маўчаць. – Заглавие с экрана.
  10. Сабасцян, А.С. Лёс яўрэяў Мастоўшчыны / А.Сабасцян // Памяць : гісторыка – дакументальная хроніка Мастоўскага раёна. – Мінск, 2002. – С. 168 – 169.
  11. Сабасцян, А. Трагічны лёс яўрэеў / А. Сабасцян // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 1994. – 15 студзеня.
  12. Сідаровіч, А. Не сталі на калені / А. Сідаровіч // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 1984. – 21 ліпеня. Аб злачынствах фашыстаў на тэрыторыі Мастоўшчыны.
  13. Сильванович, И. Жизнь и смерть евреев из Лунно / Ирина Сильванович // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 2009. – 8 снежня. – С. 6. Нач. Оконч. Зара над Нёманам. – 2009. – 15 снежня. – С. 6.
  14. Сильванович, И. Память жива / Ирина Сильванович // Зара над Нёманам (Мастоўс. р-н). – 2022. – 29 студз. (№ 7). – С. 13. 27 января 2022 года отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В лагере смерти Освенцим были умерщвлены более 1,5 тысячи жителей Лунно. 
  15. Сильванович, Ирина. Полторы тысячи евреев Лунно больше никогда не вернулись домой [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mosty-zara.by/ru/news/poltory-tysyachi-evreev-lunno-bolshe-nikogda-ne-vernulis-domoj.html. – Заглавие с экрана.
  16. Скорбь и гнев народа // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 2001. – 27 чэрвеня. – С. 3. Оккупационный режим на Гродненщине в годы Великой Отечественной войны.
  17. Смиловицкий, Леонид. По следам еврейских кладбищ Беларуси. Лунно [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://club.berkovich-zametki.com/?p=46549. – Заглавие с экрана.
  18. Трагічны лёс яўрэяў мястэчка Лунна [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://youtu.be/oGksF_kfhKY?si=I5DXwPnkXaJkuc_k. – Заглавие с экрана.
  19. Холокост в Мостовском районе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ Холокост в Мостовском районе (Гродненская область). – Заглавие с экрана.
  20. Цеслюкевіч, Я. Урок гуманізму і добрай волі / Я. Цеслюкевіч // Зара над Нёманам (Мастоўскi р-н). – 2008. – 25 кастр. – C. 3. У Лунна Рут Маркус і Барбара Едваб наведалі яўрэйскія могілкі.
  21. Шэўчык, Н. Пра мужнасць, боль і памяць / Н. Шэўчык // Зара над Нёманам (Мастоўскі раён). – 2015. – 25 сакавіка. – С. 8 – 9.
Прокрутить вверх