История города Мосты

Мосты – город, центр Мостовского района, который находится в 60 км на юго-восток от Гродно на берегу реки Неман. Он является важным узлом железнодорожных и автомобильных дорог на Гродно, Волковыск, Лиду, Слоним.

Впервые упоминается в одной из книг Литовской метрики (государственного архива Великого княжества Литовского) 1486 года такими словами: “Сеньку Мотью 4 копы (грошей) с корчем Мостовских”, как местечко, центр волости Гродненского уезда Трокского воеводства Великого Княжества Литовского.

Уже в XV веке Мосты являлись довольно большим торговым поселением, которое располагалось на перекрестке торговых путей: водного – Немана и сухопутного – из Бреста в Вильно (современный Вильнюс).

В 1539 году в местечке был построен костел, земельный участок под строительство которого выделила королева Бона, жена великого князя Великого княжества Литовского и короля Польши Сигизмунда I.

По ревизии 1561 года и свидетельству Писцовой книги Гродненской экономии (1558 г.), составленной по результатам земельной реформы середины XVI века, известной под названием “валочная памера”, сохранилось подробное описание местечка Мосты.

Рисунок1

Это было старинное оседлое поселение, которое расположилось на обоих берегах Немана. Состояло оно из правобережной части – сегодняшней деревни Правые Мосты и левобережной – нынешней деревни Левые Мосты. Здесь насчитывалось 9 улиц, названия которых происходили от населенных пунктов, куда они вели: Гродненская, Виленская, Волпинская, Минская, Деречинская, Песковская, Млинская и т. д. 4 из них были на одной стороне Немана, 5 — на второй. Селились на них преимущественно белорусы, но рядом жили и русские, поляки, евреи. Жители проживали более чем в 100 домах. Значительную торговую роль играла пристань на р.Неман, через которую проходили суда и плоты, действовали паром и водяная мельница. А рынок, расположенный на правой стороне Немана, был, как говорят, особенный. Здесь продавали рыбу, хлеб, кожу, лён, сало, табак, пеньку, сено и другие продукты сельскохозяйственного производства. Местные ремесленники несли на рынок свои изделия.

В ходе аграрной реформы в 1589 г. возникла Гродненская экономия, в состав которой входила значительная часть территории современной Мостовщины – 14 дворов (ключей). Среди них одним из крупных был Мостовский двор (ключ) с центром в местечке Мосты, расположенном на обоих берегах Немана, и фольварком Микелевцы. Ко двору относились 15 деревень. Основную категорию населения составляли крестьяне.

Королевскими грамотами 1601, 1633, 1653 и 1677 гг. Мосты получили некоторые права самоуправления согласно Магдебургскому праву. С 1633 года согласно грамоте польского короля Владислава IV в городке проводились еженедельные торги и две ярмарки в год – в день святого Иоанна “по римскому календарю”, а второй раз – на “пани Марию Зельную”. Ярмарки проходили при большом количестве людей. Этому способствовало то, что Мосты находились на важной торговой дороге, которая шла из Вильнюса в Краков.

В XVII веке Мосты являлись центром небольшого уезда. В 1673 году здесь проживало 109 семей. Основная часть населения занималась сельским хозяйством. Весной и осенью многие жители шли на сплав леса, который занимал не последнее место в доходах местных торговцев. Лес по Неману сплавляли в Гродно, Ковно, Кенигсберг (Кёнигсберг).

В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой западная часть Беларуси отошла к Российской империи. Была утверждена Гродненская губерния, которая состояла из 8 уездов. Мосты входят в Гродненский уезд сперва Слонимской, а потом Литовской губернии, с 1801 г. – Гродненской губернии, с 1861 г. – центр волости.

Русская императрица Екатерина II отменила магдебургское право в западных губерниях Беларуси. Кроме того, население было лишено тех привилегий на самоуправление, которыми пользовалось до сих пор. В 1823 году сенат вынес специальное решение, которое давало право привлекать мещан местечка “выполнять повинности наравне с крепостными”. Жители городков, в том числе Мостов, переводились в разряд крепостных крестьян.

В 1797 году Мосты были пожалованы царским правительством Виленскому вице-губернатору Волкову и коллежскому советнику Литке, позже принадлежали действительному статскому советнику Шевалье Далье, таможенному инспектору Муравьеву и др. В 1797 г. в Мостах – 622 жителя, в 1833 г. – 981, 164 деревянных дома. В 1886 г. – 1262 жителей; имелись церковь, 2 синагоги, 2 еврейские молитвенные дома, народное училище, 8 магазинов, 5 постоялых дворов. В усадьбе Мосты работала винокурня. Через местечко проходили сухопутные пути на Гродно, Вильнюс и Слоним.

В начале XIX века возникает необходимость строительства в Мостах судоверфи, развития лесоразработок. В волости открываются суконное и лимонадное предприятия, меднообрабатывающая мануфактура. В самых удобных местах реки Неман существовали пристани. По территории Мостовщины суда принимали и отправляли на пристанях в м. Мосты, в Зельвянах, Яблыново и Черлёне. Но первенство принадлежало Мостовской пароходной пристани, где грузились многие суда, собирались плоты. Поскольку Неман течет в Балтийское море, то грузы в основном шли в этом направлении. Их принимали порты в Калининграде, Гданьске, Каунасе, Риге.

Сведения за 1808 -1838 гг. свидетельствуют, что в Мостах грузилось много судов и формировалось большое количество плотов. Например, в 1813 г. в Мостах гружено 10 судов, в 1814 г. – 18 судов и сформировано 327 плотов, в 1821 г. – 50 судов и 412 плотов. В 19 веке количество загруженных судов увеличилось вдвое.

Нелегкой была работа тех, кто грузил и разгружал товары на пристани. Однако еще более трудным был судьба неманских бурлаков, которые неделями тянули нагруженные судна, идя по заросшим кустарникам, залитых водой берегах реки.

В 1812 году окрестности Мостов, которые оказались на пути французской армии в Россию, стали ареной активных военных действий. Российские войска, которым пришлось отступать, построили переправу через Неман около местечка Мосты. Армия Багратиона в то время находилась в Волковыске. С приходом неприятеля в наши места французы также организовали переправу около Мостов. Но в скором времени ее уничтожил отряд казаков русской армии под командованием генерала Платова. В конце июня – начале июля французы захватили Мосты.

Французские солдаты не церемонились с населением, грабили и отнимали хлеб и провиант. Наибольшие потери нанесены имению Мосты, которое принадлежало помещице Веляниновой. Огнем неприятеля уничтожено 35 общественных магазинов, 12 барок, груженных пшеницей, и мост на реке Неман. Все убытки оценены в 40 000 руб. ассигнациями. Скоро французская армия начала свое позорное отступление. Во второй половине октября 1812 года под командованием героя Отечественной войны Дениса Давыдова, которым фельдмаршал М.И. Кутузов поручил освобождение Гродненщины, изгнали захватчиков из Мостов и волости.

После изгнания наполеоновских войск хозяйственная жизнь местечка Мосты и волости стала быстро налаживаться.

Согласно переписи 1897 года, в местечке Мосты проживало 2633 жителя, насчитывалось 601 здание, работало лимонадное предприятие.

В начале XX века в Мостах появляется железная дорога, которая связала наш город с крупными экономическими центрами страны. На месте лесопильного завода (действовал с 1893 г.) была основана железнодорожная станция. Началось движение поездов на построенных железных дорогах, которые соединили Мосты с Гродно, Лидой и Волковыском. В 1893–1907 гг. на железнодорожной станции работала шпалопропитное предприятие. В апреле 1906 г., во время строительства участка железной дороги Гродно – Мосты состоялась забастовка граборов. В 1919 г. насчитывалось 1776 жителей.

С сентября 1915 по декабрь 1918 гг. Мосты были оккупированы войсками кайзеровской Германии, с апреля 1919 по июль 1920 гг. – польскими войсками. 22 июля 1920 г. освобождены Красной Армией, создан военно-революционный комитет. С 1921 – 1939 гг. – центр гмины Гродненского уезда Белостокского воеводства в составе Польши. С конца 1939 г. в составе БССР.

В 1927 году польскими предпринимателями братьями Конопацкими на берегу реки Немана была основана фанерная фабрика, которая поставляла свою продукцию для авиационной промышленности. В 1931 г. здесь работало 400 человек, вырабатывалось 7 тыс. кубометров фанеры. В марте – апреле 1933 г. на предприятии произошла одна из крупнейших на Гродненщине забастовок рабочих.

j-B45SSetyA

qJ1HGVupW3U

В сентябре 1939 года Мосты вошли в состав БССР. 15 января 1940 г., когда был создан Мостовский район Барановичской области, центром его стал Фабричный поселок, который называли Мосты Фабричные с населением 2000 человек. Поселок разрастался, к нему причислили Зельвяны, деревни Подворная и Занеманск.

В Великую Отечественную войну с июня 1941 г. поселок оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Оккупанты включили Мосты в округ “Белосток” провинции Восточной Пруссии, который находился под немецким гражданским управлением. Немецко-фашистские захватчики уничтожили в Мостах и районе 2681 человек. 13 июля 1944 г. освобожден воинами 348-й стрелковой дивизией 35-го стрелкового корпуса 3-й армии 2-го Белорусского фронта в ходе Белостокской операции 1944 года.

С 20 сентября 1944 года поселок Мосты передан в состав Гродненской области. В январе 1949 года Мосты были преобразованы в городской поселок.

В первые послевоенные годы восстанавливалась работа в промышленности и сельском хозяйстве, налаживалась работа учреждений образования, здравоохранения, культуры. Реконструировался фанерный завод, расширил свое производство райпромкомбинат, свой вклад в развитие сельского хозяйства вносила Мостовская МТС. В Мостах начала работать школа фабрично-заводского обучения фанерщиков, которая потом стала ремесленным училищем. В это время здесь были построены клуб, баня, хлебопекарня, более трех тысяч квадратных метров жилья. Начала работу районная библиотека, которая сначала располагалась в небольшой комнатке Мостовской НСШ. На берегу Немана открылся пионерский лагерь для детей рабочих фанерного и лесопильного заводов.

22 июня 1955 года Указом Президиума Верховного Совета БССР городской поселок Мосты получил статус города. С 1962 г. в составе Волковысского, с 1965 г. – Мостовского районах.

В годы восьмой пятилетки создаются и набирают мощность новые предприятия – Мостовский ремонтный завод, Мостовское райобъединение “Сельхозтехника”. В связи с ростом строительных работ в сентябре 1967 г. в Мостах создана новая строительная организация – передвижная -механизированная колонна № 53 (ПМК–53), а в сентябре 1968г. – передвижная -механизированная колонна № 11 (ПМК-11). Изменял облик город Мосты. Работает крупное производственное объединение “Мостовдрев”, средние, спортивные школы и школа искусств, Дом культуры, Дом пионеров, 2 профсоюзных клуба, 5 библиотек с фондом более чем 700 тыс. книг.  Построен Дом советов, районный узел связи, дом быта, универмаг, кинотеатр “Современник”, гостиница “Мосты”. По улицам Советской и Зеленой возведен ряд многоэтажных жилых домов. Через реку Неман в зоне отдыха построен подвесной мост, который соединил город с левобережьем.

В 1970 г. в Мостах проживало 11,6 тыс., в 1998 г. – 18,5 тыс., в 2006 г. – 16,5 тыс. жителей, в 2015 г. – 15948 человек.

База